Частный детский сад по методике Марии Монтессори
✆ +38 (098) 255 11 22

Как проходят занятия в классе по методике Монтессори

in

Как проходят занятия в классе по методике Монтессори

Приходя в Монтессори класс, возникает много вопросов относительно того, как именно проходят занятия, как дети обучаются и приобретают новые знания, как общаются между собой и строят взаимоотношения. На первый взгляд дети просто перемещаются в пространстве и выбирают разные типы работ. Возникает вопрос, как все это упорядочено. Об этом мы расскажем в данной статье.

viber image292

 

Ключевые моменты в работе класса по методике Монтессори

Первое и главное в Монтессори классе – через индивидуальный подход к ребенку раскрыть его способности и подготовить к жизни в современном мире. Помочь ему стать человеком его времени и его культуры. Адаптация к жизни в классе это и адаптация к жизни в социуме. Поэтому каждый Монтессори педагог проходит подготовку и обладает знаниями об этапах развития ребенка и потребностях на каждом этапе. Каждому педагогу необходимо пройти внутреннюю трансформацию, получить знания, стать для ребенка наставником и ученым. Ведь работа в классе начинается с подготовки педагога.
Следующий этап построения работы в классе – это подготовленная среда. Все материалы подбираются тщательно, с вниманием к деталям. Каждая работа имеет прямую и косвенную цель, направленную на развитие навыков ребенка в соответствии с возрастом. Материалы сделаны преимущественно из дерева, они приятные на ощупь и привлекают внимание. Класс разделен на определенные зоны: практической жизни, сенсорики, математики, языка и культуры. Каждая зона содержит материалы, которые дают впечатление ребенку о предмете принадлежности. Они целостны и исключают ошибку. Каждый материал соответствует возрасту ребенка и готов для индивидуальной работы.

viber image293

 

Развитие социальных и лидерских навыков ребенка в классе

Таким образом, мы подходим к еще одной задаче Монтессори среды –развитию независимости ребенка. Каждый педагог готовит много интересных работ, но так, чтобы после презентации дети могли работать индивидуально. Это обеспечит независимый выбор работы в соответствии интересам и чувству удовлетворенности от независимой работы. Поэтому работ в классе много в разных направлениях, удовлетворяющих разные интересы детей.

Интерес к работе – ключевой момент в работе Монтессори класса. Только при наличии высокого интереса возможно достичь высокой концентрации и далее развивать ее.

Для обеспечения развития социальных навыков детей есть групповые работы. Среди них чаще всего игры или занятия в круге. В каждом Монтессори классе есть, так называемая, линия (эллипс) на которой дети собираются для подвижной работы или языковых занятий. Так же каждый материал предоставлен в одном экземпляре, что способствует развитию таких социальных навыков, как умение договориться и подождать своей очереди.

viber image294

Важным моментом в работе класса по методике Монтессори является цикл работы. На первом этапе дети выбирают простую работу, как уход за средой или чтение книг. Далее ребенок готов сделать выбор в пользу более сложной деятельности, как работа с алфавитом или с математикой. На третьем этапе ребенок может вернуться к первым простым видам работы или к тому, к чему хотел бы еще вернуться. Таким же образом построен трехступенчатый урок. Каждая работа в классе содержит эти три этапа – презентация, повторение (“покажи этот предмет”) и закрепление (“назови предмет”). Дети могут выполнять как короткие, так и длинные циклы. К коротким циклам относятся работы по сенсорике (например, розовая башня, конструктивные треугольники). К длинным циклам относятся такие, как стирка, потом сушка, потом утюжка, что содержит длительную последовательность. Такие циклы способствует развитию порядка и памяти.

Необходимые составляющие органичного развития ребенка

Работа в классе построена на знаниях о периодах особой чувствительности ребенка к освоению определенных навыков. Так, например, есть особые периоды к развитию речи, счету, порядку. Эти знания дают возможность предложить ребенку именно ту работу, которая будет подкреплять его интерес. От этого будет зависеть и вид деятельности, групповая или индивидуальная.
Отдельное значение придается свободе и дисциплине в классе. Достичь баланса можно в случае, когда ребенок хорошо знаком с классом, знает материалы и может сделать индивидуальный выбор. Тогда в условиях уважения и доверия, возможно достичь свободной работы в классе, при наличии внутренней и внешней дисциплины. Для этого хорошими помощниками так же являются режим дня и уроки вежливости и любезности. На этих уроках дети вместе с педагогом обсуждают поведение, которое способствует гармоничному сосуществованию каждого члена маленького сообщества – класса.
Работа в Монтессори классе — это комплексный подход, основанный на знаниях о развитии ребенка. Педагог является носителем Монтессори методики. Он всегда идёт в ногу со временем и может определить, что на сегодняшний день необходимо каждому ребёнку в Монтессори классе. Каждый взрослый в окружении ребёнка — это ролевая модель. Он даёт впечатление о мире и об основных моделях поведения, поэтому в первую очередь педагог работает над собой. Все это так же неотъемлемая часть работы класса. Взрослый даёт лучшее из того, что может и от этого выстраивает свои занятия с детьми.

«Детей учит то, что их окружает». Мария Монтессори